Очень важно учитывать то, что продуктивность обучения зависит не только от качества и полноты обучения, но и от объективности контролирования. Существует очень много понятий для определения контролирования: «оценка», «контроль», «учет», «проверка».
Проверка является составным компонентом контроля. Контроль означает выявление, оценивание знаний. Основной дидактической функцией контроля является обеспечение связи между учителем и учащимися, получение педагогом информации о степени освоения учебного материала. Целью проверки является определение уровня и качества знания учащегося, объема учебного труда школьника.
Контроль включает в себя оценивание и оценку проверки. В классных журналах оценки фиксируются в виде отметок.
Оценка стимулирует ученика, помогает создать адекватную самооценку, критическое отношение к своим успехам. Важнейшими признаками контролирования успеваемости является объективность, системность, наглядность.
Объективность заключается в научной обоснованности содержания задач, вопросов, равном отношении педагога ко всем ученикам, справедливом оценивании всех учащихся. Принцип системности заключается в том, что контроль необходим на всех стадиях обучения.
Принцип наглядности состоит в том, что открытые испытания учеников проводятся по одним и тем же критериям. Этот принцип требует от преподавателя объяснения оценки, ее анализа, обсуждения ее с учащимся. Оценивать знания преподаватель должен по устоявшейся последовательности.
Первым звеном в системе проверки считают предварительное выявление уровня знаний.
Вторым звеном является текущая проверка в процессе учебы. Она нужна для того, чтобы проверить, как был усвоен пройденный материал.
Третьим звеном является повторная проверка, которая тоже является тематической. Вместе с новым материалом повторяется и пройденный. Это обеспечивает лучшее усвоение материала.
Четвертое звено — периодическая проверка знаний по пройденному разделу. Цель — проверка усвоенного материала, который был пройден давно.
Пятое звено — итоговая проверка. Она обычно проводится в конце четверти. Это проверка и суммирование всех полученных знаний. Комплексная проверка выделяется как особый вид проверки. Она помогает выявить способность учащихся применять свои знания не только теоретически, но и практически.
Педагог должен всегда помнить о том, что оценка всегда должна быть обоснована. Это поможет избежать возможных конфликтов с учениками. Учитель должен стремиться объективно оценивать работу учащихся, кроме того, он должен обосновывать выбор той или иной оценки.