Проблема врожденного и приобретенного в восприятии

врожденное восприятие, приобретенное восприятие

Две теории перцептивного научения Гибсона:

• восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается;

• восприятие как процесс различения: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией.

С научением возрастает способность к различению.

Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело с перцептивными образами. Затем происходит отрыв перцептивного образа от конкретного объекта — неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода — действие. Конкретное — абстрактное. Глобальное — дифференцированное. Внешнее — сущностное.

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного характера) ребенка — переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависимость образов от действий.

Брунер: при изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается — выражение познавательного эгоцентризма ребенка. Залог восприятия мира для ребенка — собственная стабильность (для взрослого — неподвижность объектов).

Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте.

Поддъяков: исследование форм мышления: • наглядно-действенное;

• наглядно-образное; • символическое; • у взрослого сохраняются все три способа решения задач; • существует тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным; • у маленьких детей — внутренний план сознания.

Идеи Поддъякова:

• генетическая смена трех форм мышления в онтогенезе;

• ранняя стадия — наглядно-действенная;
• в процессе взаимодействия предметов свойства делятся на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации — возникают предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

А.В. Запорожец: восприятие для ребенка — практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа.

Первые месяцы: развитие сенсорных функций, нет перцептивных образов.

3-4 месяца: простейшие практические действия, ориентировочно-исследовательские действия. Ребенок выделяет свойства предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные — глобально, нерасчлененно.

2 года: овладение орудиями. Структурная организация образа. Возможность перцептивного предвосхищения.

3-7 лет: продуктивная деятельность.

Роль сенсорного обучения:

• формирование новых перцептивных действий — практические пробы (сенсорные эталоны);

• ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические;

• свертывание перцептивного действия: ориентировочно-исследовательское действие превращается в идеальное.

Н.Н. Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. Три типа моторных компонентов: адаптационные (конвергенция, аккотодация); аутокинетические (непроизвольные); предметные (всматривание, вслушивание).

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) — воздействие мышления на организацию перцептивного действия.




Имя*
Возраст
E-mail*
Телефон
Сообщение*
Защита от спама*

Психотерапевты и психологи

Психологический центр в Санкт-Петербурге

Записаться на приём
8(812)640-90-55
Главная страницаФорма обратной связиКарта сайта