Термин «мышление» всегда понимался по-разному. И даже во второй половине XX в. ситуация с четким определением и научным изучением мышления так и не прояснилась.
Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого — узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление открывает нам еще недоступное знание, которое иным путем, кроме мышления, получить невозможно. Мышление — процесс решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов. Это также опосредованное познание человеком действительности, так как, имея дело с мышлением, человек для получения знаний использует и органы чувств, и какие-либо вспомогательные средства. Правила логики мышления, используемые человеком для получения истинных знаний, также являются средством мышления.
Мышление — процесс всеобщего познания действительности человеком, т.е. получения на уровне понятий всеобщих представлений о ней. Те знания, которые в результате мышления приобретает человек, не представляют собой конкретных знаний, это знания о самом существенном и главном, которые содержатся в явлениях и предметах и характеризуют их.
Мышление — такой вид деятельности, включая который в другие познавательные процессы, человек превращает их в высшие психические функции.