Процессы мышления — процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, в разных видах мышления они выступают как различные.
Процессы словесно-логического мышления — внутренние размышления человека, где он действует с понятиями по законам логики. Это рассуждения или суждения. Суждение — высказывание, содержащее в себе определенную мысль, а рассуждение — цепочка логически связанных друг с другом суждений, логически выстроенная последовательность.
Процессы наглядно-действенного мышления — изучение ситуации, в которой возникла задача, при помощи органов чувств и действий в данной ситуации. Процессы наглядно-образного мышления — презентация задачи при помощи образов и манипуляция над ними.
Формы мышления — умозаключения — особая система рассуждения, благодаря которой из одних знаний выводятся с помощью логических операций другие или на основе заданных условий находят решение задач. Две основные формы мышления — индукция и дедукция.
При помощи индукции из частных знаний выводятся некоторые общие знания, или при помощи сравнения, анализа-синтеза, обобщения, конкретизации и абстрагирования на основе системы частных фактов делается относящееся к ним общее умозаключение.
Дедукция противоположна по исходным и конечным позициям, по своей направленности индукции. Здесь в качестве исходного материала выступает некоторое общее утверждение, истинность которого была ранее доказана.
Виды мышления:
теоретическое;
практическое;
творческое (продуктивное);
нетворческое (репродуктивное);
интуитивное;
логическое;
аутестическое;
реалистическое;
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое.
Теоретическое мышление совершается в уме полностью, без практических реальных действий и без обращения к опыту. Цель его — выведение одних знаний из других, обоснование, формулирование теории, объясняющей явления действительности, определение понятий.
Цель практического мышления — решение некоторой практической, жизненной задачи — это мышление содержит в себе и умственные, и практические действия человека.
Продуктивное мышление порождает новый, ранее неизвестный материальный или идеальный продукт.
Репродуктивное мышление имеет дело с такими задачами, решение которых когда-то уже было найдено. В результате такого мышления ничего нового не создается. Его иногда называют нетворческим.
Интуитивное мышление заключается в особой интеллектуальной способности человека и особом чувстве — интуиции. Это умение без долгих рассуждений находить решение задачи и чувствовать его правильности не располагая доказательствами истинности. Интуитивное мышление, как правило, неосознанно.
Логическое мышление хорошо осознается как процесс и доказывается и проверяется с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения с правилами логики, включенных в него действий.
Аутестическое мышление не всегда открывает истину человеку или приводит к правильному решению. Это мышление слабо ориентируется на реальную действительность либо вообще не принимает ее в расчет, т.е. решает задачи без опоры на объективные жизненные обстоятельства.
Реалистическое мышление всегда руководствуется реальной действительностью, реалиями, ищет решение задач, изучая эти реалии, и найденное решение, как правило, соответствует реальной действительности.
Простейшее из видов мышления — наглядно-действенное, свойственное многим животным. Его процесс сводится к реальным действиям человека над предметами. Здесь задача решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что получается в результате.
При наглядно-образном мышлении задачи решаются путем внутренних психологических действий.
Высший по уровню развития вид мышления — словесно-логический. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полностью протекает во внутреннем плане и для него обязательной является опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.
Такое мышление осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным решениям обсуждаемых задач. Чаще всего в роли законов выступают правила логики мышления.