Речь - исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка.
Анализ ее связи с мышлением является одним из важнейших вопросов, связанных с познанием психологических аспектов речи. Не отрицая тесной связи речи с мышлением, в анализе их генетических источников психологи расходятся во мнениях.
В отечественной и зарубежной литературе существует две точки зрения на эту проблему. По утверждению П.П. Блонского, и речь, и мышление ведут свое происхождение от практической деятельности. Работы В Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выгодского отрицают такую позицию. Мышление мысль одновременно выступают и как процесс, и как результат данного процесса. Мышление — процесс решения задачи, а если в нем принимает участие речь, регулируя и направляя его, то можно говорить об активном участии речи в мышлении.
Идея или мысль нередко выступает результатом решения задачи, и она обычно и выражается в слове. В этом случае слово, как элемент речи оказывается тесно связано с мышлением.
Когда же говорят о высшем уровне развития мышления, словесно-логическом то в нем интеллектуальная функция речи проявляется таким образом, что речь выступает как внутреннее средство организации процесса мышления и его регуляции.