Проблема и природа психического

Проблема и природа психического

Раздражимость — способность отражать что-то жизненно важное. Чувствительность — способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них.

Психика выполняет сигнальную функцию.

Три части действия (по П.Я. Гальперину): ориентировочная (психика нужна для подготовки движения); исполнительная; контрольная.

Прогностическая функция психики — необходима для управления своим поведением.

Переход от раздражимости к чувствительности — усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.

Основные стадии развития психики:

Стадия элементарной сенсорной психики

Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт — жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни. Жестко задан результат, это адаптивное, целенаправленное поведение. Предрасположенность к инстинктивному поведению передается генетически, но содержание инстинкта меняется.

Низший уровень — простейшие. Строение: ядро, пищеварительные и выделительные вакуоли, протоплазматическая нить. Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности — сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неассоциативное) — привыкание. Слитность чувствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.

Высший — кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски. Появление органов и тканей, нервной системы. Симметричные органы чувств.
Перцептивная стадия

Низший уровень — членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нервная система, фасеточное зрение. Специализация органов чувств. Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Передвижение по индивидуально выученным ориентирам. Групповое поведение (сигнальные действия), научение — пищедобывание и избегание.

Высший уровень — птицы, рыбы, млекопитающие — все позвоночные (по Фабри). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Тенденция к увеличению детства.

Навык — форма индивидуально изменчивого опыта, появляется при жизни. Операция — составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции возникают на перцептивной стадии.

Вольфганг Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). Две фазы: подготовка и реализация. Функциональное использование орудий.

Критерии интеллектуального поведения по Фабри:

1) развитая манипулятивная активность — высшая орудийная деятельность;

2) легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте);

3) развитое наглядно-действенное мышление, т.е. переход от наблюдаемых к скрытым свойствам предметов;

4) способность усматривать пространственно-временные связи, изменения в ситуации, удержание внимания.


Имя*
Возраст
E-mail*
Телефон
Сообщение*
Защита от спама*

Психотерапевты и психологи

Психологический центр в Санкт-Петербурге

Записаться на приём
8(812)640-90-55
Главная страницаФорма обратной связиКарта сайта