Итог любого исследования — преобразование свежих данных в решение об обнаружении явления, о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение или опровержение гипотезы должно быть интерпретировано как опровержение или подтверждение экспериментальной гипотезы.
При статистическом выводе возможны различные варианты решении: нуль — гипотеза — гипотеза о тождестве групп.
Возможны четыре исхода:
• принятие верной нуль-гипотезы;
• отвержение ложной нуль-гипотезы;
• принятие ложной нуль-гипотезы;
• отвержение верной нуль-гипотезы.
Ошибочные варианты называются ошибками первого и второго рода.
Принятие или отвержение статистической гипотезы не является единственным условием принятия или не принятия экспериментальной гипотезы. Если гипотеза отвергнута исследователь может выдвинуть новую. Отрицательные выводы, которые отвергают гипотезу, являются главным фактом, подтверждающим эту гипотезу, так как при исследовании эксперимента выдвигаются варианты, которые опровергают выдвинутую гипотезу.
Завершением любой работы является представление результатов работы.
Выделяют две формы представления результатов:
• квалификационную;
• научно-исследовательскую.
Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная и т.д. Она необходима для того, чтобы студенты, аспиранты, представив свои работы, могли получить документ, удостоверяющий уровень компетентности. В инструкциях ВАК изложены требования к таким работам. Научные результаты делятся на:
• устные изложения;
• публикации;
• компьютерные версии.
Любое научное сообщение — текст, который соответствует определенным правилам.
Главные требования к научному тексту — последовательность и логичность изложения. Исследователь не должен загружать текст лишней информацией, но для лучшего понимания текста можно приводить метафоры, примеры.