Основатель генетической психологии — швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). В 1949-1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». _
Свою теорию развития детского мышления он построил на логике и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития является развитие интеллекта. И пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе адаптации и формировании адекватной схемы используются два механизма построения схемы — ассимиляция и аккомодация.
Пиаже открывает такие особенности детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному), артифициализм (искусственность мира), анимизм (одушевленность).
Л. Кольберг утверждал, что формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях связано с познавательными процессами.
Д. С. Брунер открыл новые закономерности познавательного развития. Анализируя структуру восприятия, он выделил три компонента: представление об окружающем мире в форме действий, образов, слов. Таким образом, он создал теорию перцептивных гипотез: все познавательные процессы представляют предметы окружающего мира, которые объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения категорий.
В 60-х гг. XX в. появляется когнитивная психология. Психика рассматривается как система когнитивных реакций и соединяется связь этих реакций с внешними и внутренними переменами. Психика трактуется как система, которая предназначена для переработки информации.
Д. Миллер создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов.
Найссер доказал важную роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Он определил познание как процесс, при котором входящие сенсорные данные подвергаются изменениям для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.
Ученые выяснили, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией. Была разработана теория обнаружения сигнала, выделены структурные составляющие интеллекта и описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная.
В основе теории личностных конструктов Т. Келли (1905-1967) лежит понятие конструктивного альтернатизма. Он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как люди обладают системой конструктов (схем). Они в свою очередь имеют определенные свойства, на основании которых Келли выделил три типа личностных конструктов. Основное положение Келли говорит о том, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует будущие события. Келли разработал методический принцип репертуарных решеток.