Л.С. Выготский выделил три группы периодизаций: по внешнему критерию, по нескольким признакам детского развития.
I группа. Для нее свойственно построение периодизации на внешнем признаке, но он связан с процессом развития критерия.
II группа. Здесь используется, напротив, внутренний критерий. Им становится какая-либо одна сторона развития. Пример развития детской сексуальности описан у 3. Фрейда. Он считал, что главным двигателем человека и его поведения считается бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией, т.е. сексуальное развитие определяет развитие всех сторон человека и служит критерием возрастной периодизации.
Периодизация, основанная на одном признаке, очень субъективна. Причина заключается в том, что авторами выбирается одна из многих сторон развития. Еще одна причина в том, что не учитывается процесс последующего развития и изменения критерия на разных этапах. К тому же любой признак меняется от возраста к возрасту.
III группа. Здесь деление происходит на основе нескольких важных особенностей развития. В пример можно привести периодизации Л.С. Выготского и Д. Б. Эльконина.