Эмоции. Для дошкольного периода характерны спокойная эмоциональность, отсутствие конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В этот период ребенок связывает свои желания с представлениями. Эмоции, которые связаны с представлением, позволяют удовлетворить его желания. В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта к началу действительности. Эмоциональный образ становится на первом месте в структуре поведения. Но постепенно изменяется содержание аффектов — ребенок становится эмоциональней. Дети начинают сочувствовать друг другу, помогать.
Мотивы. Каждое желание ребенка становится мотивом, который побуждает и направляет поведение, определяет действия ребенка. В дошкольном периоде ребенок включается в новые отношения, виды деятельности. Следовательно, появляются новые мотивы. В центр внимания встает соревнование, соперничество. Это связано с формирующейся в этот период самооценкой ребенка. Следует выделить доминирующие мотивы ребенка.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста за счет интеллектуального развития. На основе рациональной и эмоциональной оценки появляется самооценка. Для этого периода характерно для ребенка осознание себя как мальчика или девочки. Дети приобретают определенное представление о соответствующем стиле поведения. Затем начинается осознание себя во времени.