Уже в 15 лет подросток думает о том, кем ему быть (профессиональное самоопределение) и каким ему быть (моральное). Особенно в выпускном классе дети думают о своей будущей профессии.
В разное время подростки имели различные ориентиры при выборе профессии. В 80-е гг. XX в. наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии, качества личности, которые должны быть присущи представителям этой профессии, и принципы, характерные для профессионального круга. В современном мире определяющим фактором является материальный.
Профессиональное и личное самоопределения являются важными особенностями ранней юности. Они связаны с новым восприятием времени, временной перспективой. В 11 классе жизненный выбор становится реальностью. Поэтому ситуация становится более напряженной.
Развитие самооценки зависит не только от общей ситуации, но и индивидуальных черт ребенка. Дети в 16-17 лет более сдержанны, чем в 11-15 лет. В это время формируется нравственная устойчивость личности. Старшеклассники начинают ориентироваться на свои взгляды, представления, убеждения, знания. В этот период вырабатывается мировоззрение человека. Интеллектуальное развитие состоит в накоплении и систематизации знаний о мире.
Важный пункт профессионального самоопределения подростков — изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как нужную базу для будущей профессии.