Главной фигурой в учебно-воспитательном процессе является учитель, педагог.
А.С. Вирениус разработал следующую типологию учителей: спокойный, тревожный, промежуточный.
Для того чтобы полноценно выполнять свою работу, учитель должен быть здоров, должен заботиться о гигиене телесной. Важно отметить, что труд учителя связан с конфликтными ситуациями. Следовательно, он должен отдыхать, отвлекаться от переживаний.
Очень важно обсуждать с коллегами профессиональные вопросы. Педагог отвечает за правильную организацию умственного труда учащихся. Правильно организованная работа учителя определяет успех образования. Но личность учителя тоже играет большую роль.
П.Ф. Каптерев проанализировал деятельность учителя с точки зрения влияния специальных педагогических свойств и его личных качеств. Он выделил объективные и субъективные компоненты.
Объективными компоненты:
• знание предмета;
• владение методами преподавания;
• знание детской психики.
Но многое зависит от личных педагогических качеств или субъективного компонента.
Каптерев выделил еще одно важное для педагога качество — постоянное самосовершенствование, развитие новых знаний. Каптерев говорит о нравственных чертах, которыми педагог должен обладать: справедливость, терпение, внимательное отношение ко всем своим ученикам.