Ассоционисты — представители английской исторической школы — не включали внимание в систему психологии, так как для них не существовало ни личности, ни объекта, а существовали лишь представления и ассоциации.
В конце XIX и начале XX вв. внимание начинает приобретать более значимую роль. Оно рассматривается как выражение активности сознания и используется как корректив ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений.
Внимание тогда мыслилось как внешняя по отношению к содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.
Ряд психологов (Мишель Поль Фуко, Делевр) отрицают правомерность такого понятия.
Радикальные попытки, устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальтпсихологии.
Попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо, развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание лишь к рефлекторным установкам. В теории гештальтпсихологии явление внимания сводится к структурности сенсорного поля.
Рефлекторные установки играют значительную роль в примитивных формах внимания. Рефлекторные реакции организма создают благоприятные условия для выделения раздражителей. К этим-то рефлекторным реакциям установки и сводят рефлексологи внимание.
Нельзя свести внимание к структурности восприятия, так как:
• для внимания существенна возможность анализа, а не одностороннего господства структурного целого;
• внимание сначала проявляется в отношении чувственного содержания и связано с его мнением.
Внимание связано с абстракцией, с возможностью отвлечения и направления взора в определенную сторону. С мыслительной операцией абстракции внимание связано не менее тесно, чем со структурностью восприятия.
Если свести всю проблему внимания к структурности чувственного поля, отрицается существование субъекта, который противопоставляет себя предметам и воздействует на них.
Сторонники волюнтаристической школы видят сущность внимания исключительно в воле.
Другие считали внимание фиксацией представлений посредством чувства, хотя внимание часто регулируется вопреки ему.
Третьи искали объяснение понятия в изменении самого содержания представлений, не считаясь с направленностью личности.
Суть вопроса заключается в другом: внимание в значительной мере обусловлено соотношением между направленностью деятельности, в которую включен человек, и направленностью его внутренних психических процессов.
Так как во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено сознание, значимость данного объекта для личности имеет основное значение для привлечения к нему внимания. Привлечение внимания к объекту связано с силой исходящих от него раздражений.
Относительная значимость впечатления зависит в значительной мере от интересов личности. Внимание во многом — функция интереса. Оно связано с потребностями личности, устремлениями и желаниями, с ее общей направленностью и с целями, которые она себе ставит.