Интеллект

интеллект, разумное поведение

С развитием интеллектуальной деятельности каждое действие приобретает значительную вариативность. Возникают внутренние предпосылки для более адекватного поведения в соответствии с новыми условиями ситуации.

«Разумное» поведение, которое связано с развитием интеллекта, обычно противопоставляется инстинкту, хотя и в инстинктах, и в навыках, особенно на высших ступенях, имеются элементы разумности и интеллекта.

«Разумность» поведения зависит от характера восприятия. Дифференцирование предметов в ситуации и реагирование на их соотношения — первичная предпосылка интеллекта в широком, неспецифическом смысле слова. Развитие интеллекта также обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального.

Интеллект развивается у человека в историческом развитии на основе труда; изменяя в своей общественно-трудовой деятельности действительность, человек познает ее и, познавая ее, изменяет.

Интеллектуальной деятельности свойственны не только своеобразные механизмы, но и особая мотивация. Она выступает в виде любопытства, любознательности.

Развитие интеллекта выражается не только в количественном, но и в качественных изменениях. Изменяются и форма, и содержание интеллектуальной деятельности — интеллектуальные операции погружаются в более глубокие слои сущего. Анализ и синтез зарождаются в действии и изначально производятся как практические, а далее интеллектуальные операции у человека становятся также и теоретическими, все более опосредованными.

Изменяются и другие формы поведения. Инстинкт переходит во влечение, а весь промежуточный процесс, от которого зависит, будет ли оно удовлетворено и как, при каких условиях — переходит к интеллекту. Радикально меняется и навык: у человека появляются навыки, которые строятся целиком на основе интеллектуальной деятельности.

Изменяются также отношения между интеллектом, инстинктом и навыком. Навык наиболее близок к интеллекту, но при получении опыта это недифференцированное единство раздваивается: образуются высшие специфические формы интеллекта и относительно рутинные, более или менее косные автоматизмы. В итоге единство между разными формами психики не порывается, а лишь дифференцируется, и если на ранних этапах развития интеллект и его элементы находят место внутри инстинкта или навыка, то на верхних этапах инстинкт и навык функционируют внутри либо на основе интеллекта, которое осмысливает, регулирует и контролирует их.




Имя*
Возраст
E-mail*
Телефон
Сообщение*
Защита от спама*

Психотерапевты и психологи

Психологический центр в Санкт-Петербурге

Записаться на приём
8(812)640-90-55
Главная страницаФорма обратной связиКарта сайта