Развитие внимания. внимание и сознание

развитие внимания

Внимание — аспект большой основной проблемы о соотношении мира и личности. Наличие у человека высших форм внимания означает, что он выделяет себя из окружающей среды как личность, противопоставляет ей себя и имеет возможность, мысленно включая определенную ситуацию в различные контексты, преобразовывать ее, выделяя в ней в качестве существенного тот или иной момент. Внимание в высших формах характеризует своеобразие предметного человеческого сознания. Диффузный, неустойчивый характер в развитии внимания у ребенка можно отметить в раннем детстве. Однако это положение не имеет абсолютного характера. Иногда манипулирование предметом так увлечет ребенка, что, начав манипулировать им, ребенок будет повторять действие раз за разом. Но главным остается положение, что на протяжении дошкольного возраста ребенок в слабой степени владеет вниманием.

Существенной в развитии внимания ребенка является интеллектуализация, которая происходит в процессе развития ребенка: внимание начинает переключаться с чувственного содержания на мыслительные связи. В итоге происходит расширение объема внимания ребенка, которое тесно связано с его общим умственным развитием.

При расширении круга интересов ребенка в школьном возрасте и приучении его к систематическому труду его внимание — и произвольное, и непроизвольное — продолжает развиваться.

Значительные сдвиги наступают тогда, когда на развитие уже повлияли результаты обучения. К 10-12 годам по большей части наблюдают заметный, часто скачкообразный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости.

При возрастных различиях в развитии внимания нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, притом весьма значительных.
Решающее значение для развития внимания имеет формирование интересов и приучение к систематическому труду. Важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на произвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.

В педагогическом процессе необходимо использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

Для того чтобы возбудить и поддержать внимание, можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.

Главным условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, которое соединяется с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения.

Так как развитию непроизвольного внимания служат интересы, то для его плодотворного становления необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и определенным образом направленные интересы.

Произвольное внимание — одно из проявлений волевого типа деятельности — формируется на основе систематического труда. Оно неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.


Имя*
Возраст
E-mail*
Телефон
Сообщение*
Защита от спама*

Психотерапевты и психологи

Психологический центр в Санкт-Петербурге

Записаться на приём
8(812)640-90-55
Главная страницаФорма обратной связиКарта сайта