Основные концепции психического развития

концепции психического развития

Развитие личности по Э.Х. Эриксону

Эриксон полагал, что развитие и становление человека зависят от экономического и культурного развития общества. Развитие личности определяется тем, что именно общество ожидает от человека, какие задачи оно ставит перед ним. Взрослея, ребенок преодолевает разные стадии. До 17-20 лет человек развивается медленно, т.е. происходит формирование идентичности личности. Этот процесс позволяет личности включить себя в отношение с окружающим миром и помогает определить систему ценностей, идеалы, потребности, поведение.

Важный момент развития личности — кризисность. Это возрастные стадии, с которыми сталкивается любой человек в определенные периоды жизни: 1) младенчество (0-1 г.); 2) раннее детство (1-3 г.); 3) детство (3-6 лет); 4) школьный возраст (6-12 лет); 5) подростковая; 6) юношество — ранняя взрослость (18 лет до начала среднего возраста); 7) зрелость, взрослость (ранняя взрослость от 20 до 40 лет, средняя — от 40 до 60); 8) старение / старость (поздняя взрослость, зрелость от 60 лет и старше). На каждой стадии он встает перед выбором между прогрессом и регрессом.

Развитие личности по А.В. Петровскому — процесс интеграции в разных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. На каждом этапе развития он включается в социальную группу, которая становится для него референтной. Выстраивается цепочка: семья, группа детского сада, школьный класс, подростковое объединение. Естественно, что для каждой группы характерен определенный стиль общения.

Первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации, т.е. ребенок теряет свою индивидуальность и вливается в группу. Это ведет ко второй фазе — индивидуализации. Ребенок пытается найти средство выделиться из группы.
Третья фаза — интеграция, т.е. сохранение только тех черт, которые отвечают потребностям группового развития и желания человека внести вклад в жизнь группы.

Каждый период развития имеет свои трудности. Если человек не преодолевает первую фазу, у него могут развиться безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеть вторую фазу, то могут развиться негативизм, агрессивность, подозрительность.

Важно отметить, что недостаточная стабильность социальной среды осложняет процесс развития личности.


Имя*
Возраст
E-mail*
Телефон
Сообщение*
Защита от спама*

Психотерапевты и психологи

Психологический центр в Санкт-Петербурге

Записаться на приём
8(812)640-90-55
Главная страницаФорма обратной связиКарта сайта